Гладышев Михаил Алексеевич - папа
Закржевская Евгения Григорьевна -  мама, 40 год
Местная иркутская газета
Бабушка Таня - мать отца, Наташа сестра и я   
Уважаемые посетители.
страничка в разработке...
  Продолжаю набирать на компьютере книгу деда. В одном месте книги он ссылается на маленькую статью в газете "Восточно-Сибирская правда" за 20 апреля 1947 года, где была размещена статья о нем и его фото за работой. Дед говорил раньше, что эта газета не сохранилась. А я зашла в архивы в интернете и сразу нашла все выпуски этой газеты, начиная с 1930 года, они все оцифрованы и выложены в интернет. Меня это приятно удивило.
И статью я сразу там нашла. Сделала вырезку этой маленькой статьи, вот она:
            http://imghost.in/img/2015-01/09/om2xwtzj5x49jc2e2avnemd43.jpg
От Елены Барахтенко 10. 01 2015
Воспоминания моего отца обнаруженные внучкой Еленой Барахтенко в конце 2014 г
                                                                                                                 Есть два разряда путешествий
Воспоминания моего отца
Один – пускаться с места вдаль.
Другой – сидеть себе на месте
Листать обратно календарь…
 
 
Мой дед Гладышев Герасим, как и второй дед по матери – Макар, проживали, по старому административному делению, в Симбирской губернии, Ардатовском уезде, селе Тарханово в Тархановской волости. Фамилия Гладышев, по-видимому, происходит от слова гладыш, что означало окатанный в речном потоке камень. Впоследствии слово трансформировалось в фамилию Гладышев.
В 1959 году мне довелось выехать в Нижнеудинск на поиски утонувшего начальника партии Яблокова. Обслуживать поиски должен был вертолетный отряд города. При знакомстве начальник отряда представился: - Гладыш. И я: - Гладышев. Оба невольно рассмеялись. Его фамилия сохранилась без изменений.
У деда Макара была фамилия Петрухин. По-видимому, кто-то из его предков носил прозвище или имя Петруха, а сын стал Петрухиным.
Моя мать и мой отец оба родились в 1880 году и выросли в одном селе. По рассказам матери, Татьяны Макаровны Петрухиной, ее свекор Герасим Гладышев считался зажиточным и работал «почтарем» в с.Тарханово. А семья моей матери была бедной крестьянской семьей, поэтому моя мать была неграмотной, и только в 1924 году, когда мне было уже 11 лет, а ей – 44 года, она окончила ликбез, научившись читать крупные печатные буквы. Тогда как мой отец Гладышев Алексей Герасимович окончил церковно-приходскую школу и считался на селе грамотным человеком.
Родители отца были против его брака с девушкой из бедной семьи, но отец с матерью сыграли скромную свадьбу, и 20.11.1901 года у них родилась дочь Матрена. Однако не найдя понимания в семье свекров, они в 1905 году уехали на большую стройку – ремонтно-строительные работы на Китайской Восточной железной дороге (КВЖД).
Первые годы родители прожили в Цицикаре, потом в Хайларе, где отец работал ремонтным рабочим и сцепщиком вагонов на железной дороге. В то время у них родились мои старшие братья. 19 июля 1904 года родился Серафим, 23 февраля 1908 года – Александр, потом родилась сестра Ираида 11 января 1910 года, за ней 24 декабря 1911 года – брат Николай.
Затем в 1912 году родители переехали на станцию Маньчжурия,
где 21 ноября 1913 года у них родился я. Здесь отец устроился на работу в качестве весовщика товарного склада КВЖД. А 27 ноября 1915 года родилась наша младшая сестренка Евгения.
Семья – если это слово означает коллектив, состоящий из семи человек, семь Я, то большинство современных семей нельзя называть «семьей», нужно придумать другое наименование, например «трия». Наша семья состояла из девяти человек: трех сестер, четырех братьев и матери с отцом, итого девять Я.
Мой отец любил птиц. Были у нас кроме обычной домашней птицы и мелкие декоративные курочки, цесарки, различные голуби (павлины, трубачи, вертуны) и морские свинки. В праздничные дни у нас собирались близкие гости – кумовья. К этому дню отец заранее готовил шашлыки. Для этого он нарезал мясо, укладывал в 3-литровую жестяную банку, закладывал специи, заливал маринадом и затем, запаяв банку, ставил ее в погреб. А потом мясо торжественно доставали и жарили на костре, при этом нередко пели песни, соревновались: нужно было разорвать бумажный хорватский полтинник, обернутый вокруг двух пальцев. Бывало, отец садил меня на колени или, поставив рядом, просил спеть песню «Крутится-вертится шар голубой», а за это иногда давал мне деньги на мороженое.
Были у отца друзья и из китайцев. В летнее время один китаец привозил нам ящик с пивом и лимонадом, забирая взамен пустые бутылки. Другой китаец, приходя к нам в гости, всегда приносил детям мелкие подарки: соски, надувные шарики. У матери долго хранилась фотография отца с другом-китайцем в национальном костюме с длинными косами. Но в 1938 году после ареста брата Николая наша мать, боясь репрессий, отрезала и уничтожила половину фотографии, где был снят этот человек.
В сентябре 1918 года мой отец внезапно заболел, прямо с рабочего места попал в больницу и очень быстро умер. Как официально сообщили матери, умер он от белой горячки. Но больные, лежавшие с ним в одной палате, рассказали ей, что отцу насильно влили в рот лекарство, которое он не хотел принимать. В чем же причина, ведь отец не пил так, чтобы умереть якобы от белой горячки в возрасте 38 лет. Судя по тому, как мы жили, имея все в достатке, отец был хозяйственным человеком. Ведь работал он один и обеспечивал семью из девяти человек, а мать всегда была домохозяйкой и заработка не имела. Сейчас невозможно поверить, что на зарплату весовщика железнодорожной станции можно содержать такую большую семью. Но жили мы достаточно хорошо.
По рассказам матери, среди багажа, который принимал на склад мой отец, было два чемодана с опиумом. Когда владелец явился за своими чемоданами, найти их не удалось. После смерти отца склад был вскрыт, и при инвентаризации эти чемоданы были обнаружены, заваленные другим багажом. Потеря этих чемоданов по-видимому и была причиной насильственной смерти моего отца. Был ли это чей-то злой умысел, или так распорядилась судьба – нам уже никогда не узнать.
Похоронили отца на кладбище в Маньчжурии. Его могила находилась с восточной стороны от памятника павшим чехам, который возвышался над всей территорией кладбища. Рядом с его могилой была похоронена и его внучка Нина, дочь моей старшей сестры Матрены. Нина умерла от скарлатины.
После смерти отца, на руках моей матери осталось семеро детей, из которых старшей Матрене было в то время около 18 лет. Жили мы бедно. Мебель и стенные часы, приобретенные при отце, были проданы. Когда отец умер, то на детей, не достигших 18 лет, мать стала получать пенсию от железной дороги, и еще она держала корову, чем мы все и довольствовались. Но потом нам пришлось переехать в другую квартиру: небольшая комната, общая кухня на весь первый этаж.
Вскоре старшая сестра Матрена вышла замуж и уехала с мужем в Читу, а старший брат устроился учеником токаря в вагонное депо. В 1924 году старший брат Серафим, а в 1926 году и второй брат Александр уехали вслед за сестрой в Читу. Нас у матери осталось четверо: два брата и две сестры. Мы вновь переехали на другую квартиру – в комнату барачного типа недалеко от тюрьмы в районе «нахаловки», где жили в основном алкоголики из бывших белогвардейцев. Здесь у нас украли корову, но осталась телочка.
Расскажу немного о Маньчжурии, где я родился. Станция Маньчжурия – поселок, расположенный на территории КНР в 5-6 км от границы СССР на бывшей Китайской Восточной железной дороге. Поселок этот был небольшой, с населением менее 10 000 жителей, разделенный железной дорогой на две части: забайкальскую сторону и китайскую. Также был разделен и железнодорожный вокзал. С Забайкальской стороны поезда уходили в СССР, а с китайской стороны – по КВЖД на Владивосток.
Центральной частью поселка была забайкальская сторона, где располагались местные органы власти, консульства, магазины Чурина и других богатеев. Здесь же находились и меняльные конторы, парикмахерские, рестораны, китайские харчевни и публичные дома (русские, китайские и японские).
В юго-восточной части забайкальской стороны находилось Офицерское собрание (клуб) с парком. Ближе к железной дороге стояли дома барачного типа, в одном из них в 1913 году я и родился. Недалеко от этих домов располагалось двухэтажное здание частной гимназии, где обучались дети богачей и тех, кто не имел советского подданства. На юго-восточной окраине были и казармы из красного кирпича, где за высоким забором проходили обучение китайские солдаты.
В северо-восточной части поселка в китайских домах – фанзах, сооруженных из глины, жили китайцы. Здесь же находились их мелкие лавочки по скупке вторичного сырья и «зеленый» овощной базар. Дальше располагался пруд, куда мы иногда бегали купаться.
На китайской стороне жили те, кто работал на КВЖД. В западной части района - депо, где работал старший брат Серафим. На восточной окраине был ипподром, а в центре – тюрьма и полицейский участок. Напротив тюрьмы находился небольшой поселок «нахаловка», восточнее тюрьмы располагался ЖелДорСоб (железнодорожное собрание, клуб и парк), а дальше – школа-девятилетка для граждан СССР, в ней я и обучался.
На юго-западной окраине по улице Куропаткина частные дома принадлежали эмигрантам из Забайкалья, бежавшим от революции. Вместе с богатеями иногда бежали и их батраки, которые продолжали батрачить так же как и на своей родине.
Промышленных предприятий, кроме двух депо (Забайкальской железной дороги и КВЖД) и железнодорожных мастерских, больше никаких не было. У богатых эмигрантов Воронина, Сопелкина, Шестакова и Токмакова были табуны лошадей, стада овец, коров и верблюдов, где и батрачили бедные эмигранты. Многие из них, не найдя работы, занимались грабежами. Называя себя партизанами, они переходили границу, угоняли скот, грабили крестьян, монголов и даже своих богатых соотечественников. Награбленное продавали китайской армии.
В зимнее время бригады рыбаков купца Сопелкина занимались рыбной ловлей на озере Далай-Нор, что в 40 км южнее от Маньчжурии. Зимой 1926-1927 года рыболовецкие бригады выехали на озеро слишком рано, лед еще не окреп. Поднявшийся ветер поломал его. И многие рыбаки погибли. Об этом случае старшеклассники нашей школы написали рассказ, который был опубликован в одном из журналов, издававшихся в г.Харбине
Некоторые эмигранты и китайцы, не найдя работы, ходили ловить тарбаганов, а кто имел лошадь – ездили в сторону Монголии. Там скупали шкурки и перепродавали скупщикам пушнины.
Поселок Маньчжурия расположен в горно-степной местности, сложенной гранитными породами, которые обнажены на сопках, образуя скалы. Пресная вода для поселка и железной дороги качалась из глубоких (20-25 м) колодцев. Поверхностная вода была только в пруду и в небольшом озере, в нескольких километрах восточнее поселка. Западнее поселка имелось несколько озер, но они были солеными. Леса в округе не было, лишь в горах местами встречались заросли дикого абрикоса, который никогда не вызревал. Но в парках и у домов росли тополя и вязы.
Из птиц водились перепела, степные куропатки, а на соляных озерах водились утки, журавли, цапли, а в горах – коршуны.
Зимы были обычно малоснежными, сильные ветры выметали снег. Лето обычно было жарким, особенно когда дули ветры со стороны пустыни Гоби. Дожди обычно были сильными и грозовыми, и потоки воды заливали железнодорожное полотно. Для предохранения полотна от воды вдоль улицы Куропаткина была выкопана широкая и глубокая канава с дамбой. В этой канаве после дождя ребята плавали в корытах и на досках. Это было радостное время.
Но взрослым жилось нелегко. Часто в центре города можно было видеть объявления о распродаже товаров по сниженным ценам в результате «прогорания» предприятия торговли из-за конкурентной борьбы.
Мне запомнились некоторые виды рекламы на товары. Например, на обратной стороне этикеток водки Нега была такая надпись:  Или вот на одной стороне щита у табачной лавки написано: Зайду сюды, я забылъ купить папиросы «Дюшес», а на другой стороне подчеркивается правильность написания, т.е. культура человека: «Зайду сюда, я забыл купить папиросы «Культурные».
 
                                                И песенка была про Маньчжурию:
 
Маньчжурия прекрасная
Пыльная, заразная,
   Когда тебя зараза заберет…
 
Себя я помню по отдельным эпизодам с трех лет, а может быть и еще раньше. Когда мне исполнилось 3 года, кто-то из гостей подарил мне кепку и в шутку спросил меня, почему я не мою глаза и почему они такие черные. Я это принял за чистую монету и пошел мыть глаза на кухню. Наклонился над тазом, кепка упала в таз с водой. Схватив кепку, я сунул ее в духовку. Через некоторое время мать почувствовала дым и вынула из духовки обгоревшую кепку.
После Октябрьской революции 1917 года на КВЖД начались репрессии против тех, кто открыто поддерживал революцию. Мне было 5-6 лет, когда я увидел, как казаки забирали рабочего из барака и с завязанными назад руками погнали вдоль по улице, видимо на расстрел. Арестованный крикнул: «Прощайте, товарищи!», и казак хлестнул его плеткой по лицу. Мать, увидев это, увела меня домой, пугая казаками.
Я уже писал, что мой отец очень любил птиц и животных. У нас жили морские свинки, декоративные курочки и петушки, цесарки, голуби (павлины, трубачи, вертуны), кроме того были обычные куры и корова. Нашего петуха часто бил соседский петух, и однажды мой старший брат намочил в водке кукурузу и накормил нашего петуха. Тот расхрабрился и набросился на соседского петуха так, что тот был вынужден спасаться бегством и после этого стал бояться нашего петуха.
После смерти отца наступили тяжелые времена. Нас у матери осталось семеро. Старшей сестре было 18 лет, старшему брату – 14 лет. Все что можно было продать – было продано. Осталась только корова, без которой нам было не прожить. Когда мы переехали на другую квартиру, старший брат вступил в комсомол. Эта организация называлась тогда «отмол» – организация трудовой молодежи. В революционные праздники, когда вывешивались красные флаги, отмольцы дежурили по городу. Бывали случаи. Когда белоэмигранты срывали красные флаги, рвали их или прибивали на туалеты. Тогда происходили схватки и драки между отмольцами и белоэмигрантами. В драках применялись кастеты, «пятаки», резиновые шланги и личное оружие. Эти драки возникали на классовой почве, а драк между рабочими Советского подданства никогда не происходило. А если и были, то полюбовные: кто сильней. При этом строго соблюдались неписанные правила: первое: двое дерутся – третий не лезь! Второе: лежачего не бьют. Третье: драка на чистых кулаках. Сейчас я вижу другое: на одного нападает целая ватага, сваливает его и избивает ногами, руками и палками. Это не герои, а трусы. Они могут драться, когда их компания большая, а каждый по отдельности – трус!
 
В 1920-1921 г.г. в осеннее-зимний период в Маньчжурии была эпидемия чумы.
На улицу нас не пускали, и что делалось на улице, я видел через окно. Идет китаец, шатаясь как пьяный, поднимает руки, пытается подпрыгнуть и падает, продолжая шевелить руками. Вскоре подъзжала конная  повозка с кузовом и дверкой в задней части. Три человека в белых халатах, в марлевых повязках и резиновых перчатках обрызгивают лежащего карболкой и забрасывают его в кузов. Затем дезинфицируют тротуар и улицу вблизи места, где лежал больной, и уезжают.
 
Говорили, что за городом сделаны печи, куда через люк сбрасывали чумных и сжигали.
 
 
Мне было шесть лет, когда через Маньчжурию стали отступать семеновцы и капелевцы, бросая оружие и боеприпасы. На улице я нашел боевую петарду. Не зная, что это такое, я попытался ее открыть, но безрезультатно. Придя домой, взял молоток, положил баночку на пол и стал бить ее молотком. Раздался взрыв, я вскочил и упал на кровать. Очнулся в коридоре, меня держал сосед, а мать обмывала мне грудь и лицо, израненные осколками. Следы от осколков сохранились на моей переносице у правой брови и на подбородке. В то время, когда я бил по петарде, мать подметала пол, осколком ее ранило в правую руку выше кисти и порвало юбку. Так я получил первое боевое крещение.
Вскоре соседский парень, вдвое старше меня, нашел взрыватель от гранаты и решил бросить его в печку общей кухни. Положил запал на раскаленные угли, но не успел отдернуть руку, как произошел взрыв, и ему оторвало два пальца правой руки.
Потом я нашел патронташ с патронами к винтовке и отдал старшему брату. Вместе со своим товарищем они разрядили патроны, добыв оттуда порох, и сделали самоделки (так называли самодельные ружья со стволом из латунной или медной трубки) и пошли за окраину испытывать их. Через некоторое время они вернулись, закрывая лица окровавленными платками. Дома перед зеркалом они иголками выковыривали мелкие осколки и порох из обожженных лиц. Так проходило наше детство.
 
В нашем же доме жила семья, у которой были коровы и лошадь, и они запасали много прессованного сена. Однажды под утро сено загорелось, пожарная команда не справилась с пожаром, сено сгорело. Ходили слухи, что оно было облито керосином и подожжено. Возможно, не без участия самого хозяина, так как вскоре он купил дом напротив и переехал. А мы въехали в его квартиру, это была большая комната-кухня. Одна дверь выходила в общий коридор, а другая – на веранду. Однажды, вскоре после переезда, мой старший брат Серафим поздно вернулся домой, стал укладываться спать и увидел, что кто-то пытается открыть дверь, выходящую на веранду. Брат бросился туда и увидел, как кто-то перепрыгнул через перила и скрылся. После этого мать не спала всю ночь, с улицы несколько раз фонарем освещали нашу комнату. А утром, когда брат ушел на работу, к нам зашли двое мужчин и спрашивали, куда переехал бывший владелец квартиры.
Вокруг Маньчжурии нет леса, поэтому часто бывают сильные ветры, которые поднимают песок и уносят снег. Зимы малоснежные. В летнее время, когда ветры дуют со стороны пустыни Гоби (Шамо), воздух раскален, ночи душные. В эти дни все жители дома выносили спальные принадлежности во двор. Где и спали. В мои обязанности входило запереть квартиру на крючок и вылезти через форточку.
Бывший владелец квартиры Сёмин как-то летом взял меня с собой вывезти навоз за город. Освободив короб, я залез в него, встав на ноги. Лошадь дернула, я опрокинулся и свалился с телеги, ударился головой и потерял сознание. Очнулся около дома. У матери были в гостях ее подруги, поэтому я не стал заходить домой, а лег на голый пол на веранде и моментально заснул. Проводив гостей, мать увидела меня спящим, разбудила, позвала поесть, но я отказался и снова лег спать. Утром я уже чувствовал себя нормально. Второй раз я терял сознание, когда мне было 16 лет. В то время мы уже жили на станции Батарейная под Иркутском. Поехал на лыжах по целине под гору. Потом по моему следу проехали солдаты, разрыхлили снег, и когда я второй раз поехал, то у подножия горы мои лыжи попали под корень, я ударился головой и потерял сознание. Очнулся, когда меня несли солдаты. Также как и в детстве, придя домой, я лег спать и проспал сутки, обошлось без врача.
      Мой дед Гладышев    Алексей Герасимович с.  Тарханово
Нижегороддской области
   В XIX – начале XX вв. Тарханово становиться одним из наиболее стабильно развивающихся поселений Ардатовского уезда Симбирской губернии. По данным        1913 года здесь проживало 2 490 человек обоего пола. Каждый вторник в селе проходил базар, два раза в год – ярмарки (Ярильская и Успенская), на которые съезжались торговцы из соседних уездов и близлежащих губерний, приходили жители окрестных русских и мордовских сел. Среди местных достопримечательностей в источниках упоминаются церковь, часовня (построенная в память об императоре Александре II), волостное правление. Церковно-приходская школа в Тарханово была открыта еще в 1837 году, а в 1867 году в селении основывается волостное училище.

     В селе Тарханово жил депутат Государственной Думы III созыва (1907–1912 гг.) Сиротов Дмитрий Иванович 1862 года рождения. В официальной справке Госдумы содержаться лишь краткие сведения о Д. И. Сиротове, избранном от съезда уполномоченных волостей : «Крестьянин Ардатовского уезда. Старшина волости. Образование низшее. Занимается сельским хозяйством. Безпартийный». По воспоминаниям старожилов, дом народного избранника располагался рядом с Яиком, рядом с тем местом, где позже устроили склад для хранения ГСМ.                                
Ст. Цицикаре
Ст. Маньчжурия
магазин Чурина
Хоть ты пой, хоть не пой,
У тебя голос не такой.
Ты попробуй Негу - пей,
Запоёшь как соловей!
   Происходит параллель: я тоже в детстве баловался создавая пистолеты, делали мы их из медных трубок стреляя дробью и из оружейных гильз 16 калибра.
     Забивали в гильзу пистон и ударяя по нему из нутри патрона этаким бойком происходил взрыв и пистон вылетал правда его полёт был не точным, но это нас не смущало.
  Так однажды я решил поприветствовать знакомую девочку выстрелом вверх, поднимая руку  я преждевременно нажал спуск и выстрелил раньше, металлический пистон врезался ей в бровь... Это был ужас!..
    Вот как просто можно было лишить её глаза ...
     Помимо белогвардейцев через Маньчжурию отступали японцы и американцы, мы бегали к эшелонам и выпрашивали у японцев: «Японский зинда кунасай!», что значило: «Японец, сен-сен дай!» Матери кто-то сказал, что американцы раздают вещи, и мать пошла на вокзал, где получила шерстяной подшлемник и длинные (по локоть) беспалые перчатки, остатки американского снаряжения.
Японские солдаты помимо оружия были снаряжены грелками на грудь, спину и карманными. Грелки представляли собой плоские жестяные банки, заряженные бумажными патронами размером с сосиску, набитыми «голландской сажей». Бумага в верхней части патрона поджигалась, и сажа без доступа воздуха медленно тлела, нагревая банку. Мы – мальчишки – вечерами играли с подожженными бумажными патронами. Во время бега за нами тянулись огненные хвосты, или мы делали огненные круги, вращая рукой с патроном.
 
К семи годам я уже умел читать, писать и считать. Учился я сам, когда старшие братья и сестра готовили свои уроки. Мать решила отдать меня в школу, но когда учительница попросила меня прочитать текст или рассказать стихотворение, то я вертелся, глядя на знакомых ребят, и молчал. Учительница сказала, чтобы я приходил на следующий год. Поэтому я пошел в школу с восьми лет. Жили мы очень бедно, поэтому и переехали на другую квартиру в дом барачного типа в маленькую комнатку. В школу я пришел весь в заплатках и застиранных рубашке и штанишках. Учительница Мария Акимовна Деркач, видя такую бедность, подарила мне в день рождения отрез ткани на новые штаны и рубашку.
В ту зиму у нас украли кормилицу-корову и осталась только тёлка Зорька. Мать заявила в полицию, но полиции было хорошо известно, что грабежами занимаются банды белогвардейцев, называвших себя партизанами, поэтому полиция и не искала вора. Тем более что во главе полиции был Новиков, бывший белогвардейский полковник. Тогда мать сходила к гадалке и потом рассказывала. Гадалка положила в стакан с водой материно обручальное кольцо, зажгла свечи, поставила зеркало и предложила матери смотреть через воду на кольцо: «Видишь в кольце лицо человека? Сейчас я выколю ему глаз, а когда ты встретишь одноглазого, он и есть вор». «Зачем же человека делать калекой?», - спросила мать и ушла. Вот такой была моя мать.
 
В летнее время мы ходили в степь собирать аргал (кизяк, коровьи лепешки). А осенью, когда железнодорожникам привозили уголь, я ходил его убирать и за это брал для себя угольную мелочь, просеянную через сито. Этим мы и отапливались.
Против входа в наш барак в таком же бараке размещалась полиция, занимая половину барака. Другая половина была жилой, там проживали рабочие КВЖД. Там же жил и мой детский товарищ Петя Брызгун, сын машиниста паровоза. За этим бараком за высокой кирпичной стеной находилась двухэтажная кирпичная тюрьма. На другой стороне улицы напротив тюрьмы было несколько продуктовых лавок, а за ними – «нахаловка», где жили безработные, алкоголики, опиумные наркоманы и люди без определенных занятий, нищие. Их маленькие хибары были сколочены из старых досок, обитых кусками старого ржавого железа от банок и ведер.
Однажды ночью мы были разбужены стрельбой из винтовок. Утром разнесся слух о бегстве заключенных из тюрьмы. Мы с Петей Брызгуном пошли смотреть и увидели одного убитого, свисавшего со стены. Второй лежал около стены, а третий был убит на тротуаре в пятидесяти метрах от угла.
Мать рассказывала, что когда мы жили в Хайларе и Цицикаре, ей приходилось видеть отрубленные головы преступников, привязанные за косу к уличным фонарям для устрашения. В то время многие мужчины-китайцы носили косы, и старший брат рассказывал, как однажды его помощник-токарь чуть не погиб. Его косу накрутило на вал, но брат успел остановить станок и тем самым спас помощника. После этого случая китаец стал носить платок, пряча косу под ним.
Живя рядом с полицейским участком, мне приходилось видеть допросы и наказания. Однажды к участку привели китайца в полушубке. Офицер, выйдя навстречу, что-то громко сказал и рванул преступника за рукав, оторвав часть рукава. При этом из рукава выпал узкий и короткий блестящий кинжал. Потом из участка доносились крики: шел допрос. Говорили, что этот китаец украл свинью. В другой раз за украденную пустую банку из под керосина преступника положили на широкую скамью, привязали руки и ноги, оголили спину и зад. И два полицейских с двух сторон начали поочередно наносить ему удары по спине и заднему месту.    Палки были бамбуковые трехгранные, и один из палачей ударял ребром, а другой – плоскостью палки. Преступник сперва кричал, затем начал стонать. После экзекуции его облили водой и сбросили со скамейки на пол. Полежав немного, он встал и медленно побрел прочь от участка, поддерживая брюки.
Из Советского Союза периодически прибывал для связи с комсомольцами Маньчжурии некий Саша Жаров. Однажды его арестовали и долго допрашивали в полицейском участке. Я его не видел, полицейские отгоняли нас от окон, но ходили разговоры, что полицейские привязали его за ноги и сыпали в нос перец, вливали уксусную эссенцию, но ничего не добились и посадили его в тюрьму.
 
От станции Маньчжурия в Ургу (Улан-Батор, столица Монголии) на машинах «интернационал» перевозились различные грузы предприятием «СовТоргФлот». Мне приходилось видеть эти машины. У них переключатель скоростей был вынесен на подножку у дверцы. Клаксон (резиновая груша с трубой) располагался над дверцей. Привод на задние колеса был цепным.
Однажды по городу пронесся слух, что ограблена машина СовТоргФлота, шофер убит, но преступник пойман и вскоре будет казнен. И вот как-то днем мы услышали бой барабанных тарелок и побежали на другую улицу, где увидели процессию. Впереди шел китайский солдат и бил в тарелки, а сзади него шла повозка, на которой стояла скамейка, на ней сидел со связанными руками китаец-преступник. По бокам и сзади него шли вооруженные солдаты и масса любопытных русских и китайцев. До этого процессия прошла по улицам забайкальской стороны. Процессия прошла через весь город и остановилась недалеко от каменоломни. Здесь с повозки сняли скамейку, зачитали на китайском языке приговор и привязали к скамейке приговоренного. Взрослые оттеснили нас на задний план, сами сгрудились, и нам пришлось тянуться через них. Загремели тарелки, и палач мечом распорол грудь приговоренному. Раздался душераздирающий крик и резко смолк. Рядом говорили, что сердце в руке палача еще бьется. Значит, он вырвал или отрубил его. Потом труп сбросили со скамейки в яму и засыпали землей.
В «нахаловке» жили два интересных алкоголика. На какие деньги они пили – я не знаю, но один из них, небольшого роста, когда напивался, то начинал кричать: «Я красный партизан! Я Катькин муж без червей» и при этом разрывал на груди много раз разорванную ранее рубашку. На его груди была примитивная наколка, изображающая герб Российской Федерации. Второй был моложе и выше «партизана», бывший царский офицер.  «Партизан» обычно задирался к офицеру, и когда ему говорили, что офицер его однажды зашибёт, он отвечал, что ему бы «…один раз только ударить, а там хоть сиди на мне!» В одну из зимних ночей офицер был убит топором. Когда мы подошли посмотреть, там уже были полицейские. Офицер лежал без рубашки с рассеченной от лба и выше головой. Замерзшая кровь залила лицо. Тело и руки его были в сплошных наколках: кресты, ангелочки, надписи «Боже, царя храни!» и другие. Кто его убил – осталось неизвестным.
 
Итак, восьми лет я пошел в школу. Школа была церковно-приходская четырехлетка. Ежедневно перед началом уроков все ученики выстраивались в зале. Один из учеников старших классов читал молитвенник и все молились. Помимо обычных предметов нам преподавался Закон Божий. Учили молитвы, Древний и Новый Заветы. Закон Божий преподавал поп Саватеев, большой любитель спиртного. На уроки он часто являлся выпившим или с похмелья. Бывало, в рясе валялся на улице, пропивал крест. На уроках за ошибки бил учеников по ушам и отправлял в угол за доску.
В книге К.Седых «Даурия» (2 часть) есть упоминание о том, что с белогвардейцами Забайкалья отступал и поп Саватеев, везя с собой сундук с водкой. Когда церковь была отделена от государства, поп Саватеев был уволен из школы и стал работать кочегаром на паровозе. Наверное, в книге К.Седых описан тот самый поп, который нас учил.
Во втором классе учительница организовала в один из праздников постановку пьесы. Пьеса была направлена на борьбу за чистоту. Заключалась она в том, что спящему грязнуле снятся разные болезни, отчего он кашляет, чешется, хрипит. Я играл роль «лишая» и пел свою арию:
                                                                    Я стригущий лишай,
                                                                    Головы не помой,
Не чешись, а плешай,
  Я ведь тут, милый мой.
 
    После пьесы все рассказывали стихи. Я рассказал стихотворение о коте и старике:
          Ночь. Мороз. Бушует вьюга.
Буря с крыш солому рвёт.
На печи лежат два друга
Старый дед и старый кот.
Оба дряхлы, еле дышат,
Еле ходят, чуть живут.
          Плохо видят, плохо слышат,
Но один к другому льнут.
Их безмолвная беседа
Задушевна и проста.
Жить не может кот без деда,
Дед пропал бы без кота.
                                                           
Родители нам бурно аплодировали. После этого уже в домашних условиях мы с товарищем ставили различные пьесы перед родными и соседями. Из бумаги клеили цилиндры, красноармейские шлемы и фонарики, и потом, повесив простыню, показывали теневые спектакли. И когда на тенях наши зрители видели, как ножом или шпагой один прокалывал другого,
то поднимали крик: - Ой! Он же убьет его!!!
- Мы радостные выходили из-за простыни.
Бывало и так: наденем на себя цилиндры, старое ведро, крышки от кастрюль в качестве барабанов, и идя за строем китайских солдат поем мелодию их строевой песни. Глядя на нас, солдаты и офицеры смеются, а нам весело.
В то время, что бы мы ни увидели в кино или цирке или у бродячих артистов-фокусников, то все старались повторить, сделать то же самое. Увидев в кино Чарли Чаплина, приклеивали себе усики, надевали цилиндры и подражали его походке. А посмотрев американский фильм, делали луки, стрелы, пистолеты, седлали прутья и играли в борьбу индейцев с ковбоями, или дрались на шпагах, изображая Зорро.
 
Десяти лет я вступил в пионеры и перестал учить Закон Божий. Учительница, придя на урок, спросила меня: «Ну, заядлый пионер, почему не учишь Закон Божий?» Я ответил ей, что бога нет. Тогда она спросила: «Откуда же взялся весь мир?» Я ответил. Что всё создала природа. «Откуда же тогда взялась природа?», - спросила она. Я ответил вопросом на вопрос: «А откуда тогда взялся Бог?» Она ответила, что Бог был, есть и будет, и вызвала на беседу мою мать. Мать, как и все мы, была религиозная, но на вопрос. почему я не учу Закон Божий, ответила: «Зачем же заставлять, если он не хочет?» Вскоре и мать перестала посещать церковь, но дома еще продолжала иногда молиться. Учитель сперва ставил мне двойки, а потом стал ставить прочерки.
У нас, пионеров, была такая летняя форма: зеленые рубашка и трусики, шляпа и красный галстук. На шляпе – матерчатая красная звезда, на левом рукаве у плеча на кнопки прикреплялись три красные ленточки разной длины, что символически означало: смена смене идет: пионер, комсомолец, коммунист. На поясе сзади – патронташ с белым кругом, на котором изображен красный крест, а в нем помещались бинт, вата и йод для оказания первой помощи. Слева на поясе помещалась веревка, свернутая в жгут с петлями по краям, для спасения утопающих. В правой руке пионеры держали шест длиной 1,5-2 метра, пригодный для разных целей, например, для помощи провалившемуся под лед. Этот посох служил и оружием для разгона бойскаутов, которые нас освистывали или забрасывали камнями во время демонстраций и походов. Обычно 1 мая советские граждане ходили на озеро Абагайтуй, где проходил митинг и гуляния. Среди взрослых ходили разговоры, что отсюда недалеко до Советской пограничной заставы, о чем я сказал своей сестре. Она со своей подругой Дусей Семеновой (им было лет по 14) попросили проводить их до заставы. И я повел, хотя сам не знал, где она находится. Стали спускаться на другую сторону сопки, а нам наперерез – кавалерист красноармеец. Спросил, куда держим путь, и услыхав, что на заставу, показал рукой направление и сам поехал вслед за нами. Подошли к дому-заставе, конвойный доложил командиру и тот пригласил сестру с подругой зайти в дом, а я сел на скамейку. Вскоре девчонки вышли вместе с командиром, и тот, сев около меня, сказал: «Сейчас мы тебя отправим в Москву, как будешь добираться назад?» Я ответил, что доберусь пешком. Командир засмеялся и сказал, чтобы мы шли обратно и не попадались китайским пограничникам. Так мы побывали на территории Советской России.
В те годы проезд через границу был свободным, и советские граждане в дни первомайских и октябрьских праздников ездили на станцию Мациевскую на торжества. Ездил и мой старший брат Серафим. В 1923 или 1924 году он вступил в партию большевиков. В день похорон В.И. Ленина в течение нескольких минут гудели гудки паровозов, а потом в депо Забайкальской железной дороги состоялся митинг. Мы – мальчишки бегали на этот митинг. После митинга все пели Интернационал.
В школе перед началом уроков ученики собирались уже не на молитву, а на разучивание Интернационала. В первые дни вместо слов «Лишь мы работники…» мы пели «Лишь мы работнички…». Учительница М.А. Деркач тут же останавливала нас, говоря: «Это вы – работнички, а в песне говорится не о вас, а о работниках».
Во время праздников в школе стал появляться китайский жандарм. Учителя уводили его, угощали, а мы в это время пели гимн Советского Союза.
Вскоре мои браться Серафим и Александр уехали в Читу к сестре Матрене, и нас у матери осталось четверо. Старшей осталась сестра Ира, которой шел шестнадцатый год. На нас мать получала пенсию от КВЖД в размере 56 рублей в квартал, что составляло менее 4 рублей в месяц на одного человека. Поэтому когда покупалась какая-нибудь обновка, это было большой радостью. Чаще кто-нибудь из знакомых дарил нам старые ношеные вещи и мать перешивала их на рубашки, штанишки и платьица для нас. Прожить на такую пенсию было невозможно, и мать ходила стирать белье у знакомых или убираться. Помогала нам и корова. Жирное вкусное молоко брали у нас постоянные заборщики (скупщики). Часто я, нагруженный двумя четвертями молока, рано утром доставлял их заборщикам. Среди них была семья одного эмигранта, полковника Новикова, работавшего в китайской полиции. Как-то раз в конце месяца мать пошла к ним, чтобы получить деньги за молоко, но вернулась со слезами на глазах. Оказалось, что жена полковника сказала матери: «Ты получаешь пенсию, что тебе еще надо?». Мать вернулась в слезах, сказав: «Какие бессовестные люди эти Новиковы!»
После отъезда братьев мы переехали на частную квартиру на окраине города, где была только одна улица Куропаткинская. В детстве я думал, что улица получила свое название от слова куропатка, так как здесь на окраине водились куропатки и осенью мы гонялись за ними. Взлетая, какая-нибудь куропатка иногда ударялась о провода и падала. Мы ее подбирали. Если она была жива, то держали ее дома. Лишь много позже я узнал, что улица была названа в честь бездарного генерала Куропаткина, проигравшего сражение под г.Мукденом в 1905 году.
Улица Куропаткина была отделена от «нахаловки» широкой и глубокой канавой, которая была выкопана, чтобы предотвратить затопление железной дороги в периоды ливневых дождей. Для нас - ребят она служила в это время речкой. Взяв ванны, корыта и тазы мы спускались по течению.
Поселились мы в усадьбе Безлюдных-Горбуновых в доме на две половины. Соседями нашими был эмигрант Перетолчин с женой и дочерью. Он не раз говорил матери, что напрасно она взяла Советское подданство, так как скоро Советам будет конец. Мать отвечала: «А как иначе? Мы же русские люди».
В другом доме, выходящем на улицу, в одной половине размещалась китайская лавочка, а в другой жила семья Безлюдных с двумя сыновьями, Петькой и Павликом, и их тесть старик Горбунов. Муж Безлюдных работал в Урге (Улан-Баторе) переводчиком. Горбунов варил колесную мазь, хозяйственное мыло, ездил в сторону Моноглии, где скупал или выменивал на спирт и продовольствие тарбаганьи шкурки. Вернувшись, он раскладывал во дворе шкурки, подсушивал на солнце, сортировал, упаковывал и куда-то увозил. Было у него несколько лошадей и корова. С его внуком Петром мы в зимнее время гоняли лошадей на водопой к водокачке. Одна из лошадей раньше жила у контрабандиста и была приучена убегать от преследователей, когда седок ложится на лошадь. Однажды моя сестра Женя (ей было лет десять) попросила прокатиться, и я, забыв ее предупредить, помог ей сесть на лошадь, и при этом сестра легла на нее. Лошадь с места рванула прочь, а сестра, испугавшись, припала к шее и лошадь понесла ее. Впереди была канава шириной 2,5-3 метра, а за ней - калитка с перекладиной. И если бы лошадь перепрыгнула через канаву, то у калитки неизбежно случилась бы беда. Я бежал вслед и кричал сестре, чтобы она прыгала. Сестра свалилась с лошади недалеко от канавы в снег. Лошадь тут же остановилась, все обошлось благополучно.
В мыловарню Горбунова я заходил и помогал резать проволокой мыло на куски при помощи деревянных брусков. Затем кусок мыла обмакивался в керосин, укладывался в деревянный пресс между двух штампов, и я нажимал на рычаг. На куске мыла появлялся отпечаток: Мыловаренный завод Горбунова. Помогал я и увозить на тележке мыло и колесную мазь к заказчикам. За это Горбунов уважал меня, а своих внуков называл лентяями и бездельниками. Однажды мы с его внуком залезли на чердак и в сундуке обнаружили связки облигаций второй Государственной Думы. Горбунов видел, как мы с ними играем, но не ругался, а только сказал: «Предлагали же мне вместо займов золото, а я. Дурак, не согласился. А теперь эти бумажки никому не нужны». Но он ошибся.
В Маньчжурии жил американец. Где он работал, я не знаю, но частенько он приходил к нам, когда мы гоняли в футбол. И однажды, увидев у нас облигации, попросил их взамен на несколько копеек, сказав при этом: «Я собирать разный старый деньга». Как-то он принес нам старое сломанное ружье в обмен на облигации. Тогда нас удивляло его желание приобрести никому не нужные бумажки. Много лет спустя я узнал, что на Генуэзской конференции многие страны требовали от Советского Союза погашения старых царских долгов, и тогда я понял, что американец хотел сделать бизнес, скупив эти старые облигации.
Когда Горбунов поселился в Маньчжурии, мне неизвестно. Вероятно, еще до революции, потому что он посещал консульство СССР, добиваясь разрешения для въезда в Россию. Ему отказывали в визе, и в 1928 году он застрелился на лавочке напротив Советского консульства.
Справа от усадьбы Горбунова был небольшой пустырь, а за ним – усадьба Шестакова. У него было много скота: коровы, лошади и верблюды. С его сыном мы часто пригоняли лошадей и верблюдов с пастбищ, поэтому я научился ездить верхом на лошадях и верблюдах. На невысокую лошадь можно заскочить с небольшой кочки, а чтобы сесть на верблюда, его надо опустить на колени. Для этого в носовую перегородку верблюда вставлялся деревянный стерженёк, к которому была привязана веревка. Дергая за веревку вниз, нужно было произносить: «Хок! Хок! Хок!», тогда верблюд опускался на колени. Сев между горбов, на горб или на шею, повторяешь ту же процедуру, только подергиваешь веревку вверх, и верблюд поднимается с колен. Этой веревкой и управляешь им как уздечкой.
Шестаков иногда звал меня перегнать коров на бойню. Оседлывал лошадь и мы вместе гнали коров через весь город. Он хвалил меня за хорошую посадку и умение управлять лошадью.
Косить траву мне не приходилось, но я видел, как косят другие. Однажды решил попробовать сам и попросил у Горбунова косу и грабли. Когда я вышел из ворот, меня увидел Шестаков и узнав, что я иду косить траву, предложил мне свою лошадь с ходком (так называлась легкая небольшая тележка). Километрах в трех я стреножил и отпустил лошадь и стал косить. Здесь же на солнце просушил траву, сложил на ходок и к вечеру вернулся с сеном. После этого я несколько раз выезжал на покос, и соседи никогда не отказывал мне в лошади и инвентаре.
В конце лета мы с ребятами ходили в горы для сбора диких абрикосов. Это были зеленые плоды размером до 2,5 см в диаметре, сильно кислые и вяжущие на вкус. Взяв с собой мешочки, хлеб и воду, рано утром мы отправлялись в горы за 10-15 километров, где на склонах гор росли эти абрикосы, представлявшие собой кустарники высотой до двух метров. Набрав по пудовому мешочку, мы возвращались домой. Ели их в свежем виде, морщась от кислоты. Из них же мать варила квас с сахаром, которым мы утоляли жажду.
Однажды мы собирали абрикосы у скалы, на которой было гнездо коршуна. Обеспокоенные птицы стали пикировать на нас, чтобы отогнать от своего гнезда. В ответ мы открыли по ним стрельбу из своих самоделок и отошли подальше от гнезда. Вскоре мы увидели, что находимся в окружении вооруженных людей, одетых в гражданскую форму. В руках они держали наготове винтовки, а на поясах у них висели гранаты-лимонки. Один из них подошел к нам и спросил, что мы здесь делаем. А получив ответ, сказал, чтобы мы не ходили дальше за гору, а то нас заберут монголы. Это была одна из групп бандитов, называвших себя партизанами. Они грабили монголов, переходили советскую границу и грабили местных богатеев. Не брезговали и грабежом крестьян в приграничных деревнях. Связь они держали с китайской армией, поставляя им угнанных лошадей и другой скот. Вероятно, и наша корова была украдена ими, так как след вел в их сторону, но полиция след потеряла или просто не хотела искать, потому что таких случаев было очень много.
В следующем году мы снова ходили за абрикосами в то же место, и я предложил ребятам пойти дальше, за гору. Когда собирал плоды, вдруг почувствовал что почва под ногой колеблется. Я отскочил и позвал ребят. Ниже между кустов мы увидели вход в хорошо замаскированную землянку. В землянке оказались нары, рваные ичиги (сапоги), битые бутылки и винтовочные гильзы. Значит, у банды здесь была база. Дальше мы не стали смотреть, пора было возвращаться домой.
В 1927 году в наших краях начало формироваться автономное государство Манчжоу-Го, в которое входила вся Маньчжурия и часть так называемой Внутренней Монголии. Между Маньчжурией и Баргой возник на этой почве конфликт. У китайцев появился японский самолет, а солдаты говорили, что у них есть «два банка дыма». Появилась и китайская кавалерия на мулах, вооруженная пиками. Однажды кавалерия маршем ушла в сторону Монголии и через несколько дней она вернулась. Вслед монголы пригнали табуны лошадей и отары овец. На этом конфликт закончился, наступило временное политическое затишье, которое длилось почти до 1931 года, когда Маньчжурия при содействии "Южно-Маньчжурской железнодорожной компании" была завоевана японской Квантунской армией. После чего было официально объявлено государство Манчжоу-Го, которое стало «государством в государстве» и просуществовало до сентября 1945 года.
 
Итак, первая ступень моего обучения окончена, школа трижды меняла помещения, Закон Божий был отменен. В церковь для причастия и сдачи грехов ходить перестали. До этого ходили в церковь на вербное воскресенье, чтобы хлестать девчонок по ногам, приговаривая:
«Верба красна – бьет напрасно.
  Верба бела – бьет за дело».
В это время строилась новая кирпичная школа-девятилетка для граждан СССР. Строили ее китайские рабочие, на себе поднимая кирпичи и камни. Механизации никакой не было, все делалось вручную, и когда закончили строительство, на площадке не осталось даже кирпича. Тогда меня удивил точный расчет необходимого материала. А теперь, глядя на современное строительство, удивляет масса битого кирпича и различных бракованных строительных конструкций, которые потом сбрасывают бульдозером в ямы и трамбуют за ненадобностью.
Школа получилась красивой. Ее фасад был отделан голубой плиткой. В классах вместо парт стояли столы и стулья, сделанные из дуба или ясеня, покрытые лаком. Туалет был разделен на кабинки. Около дверной ручки кабинок с внутренней стороны был установлен поворотный запор. Если кабина не занята, то с внешней стороны видна надпись СВОБОДНО. Если закроешь, то появляется надпись ЗАНЯТО. Классные комнаты были светлые с большими трехстворчатыми окнами.
Начиная с пятого класса добавились новые предметы и преподаватели. Историю вел директор школы Иванов. На вид он был человек суровый, широколицый, с мощной нижней челюстью. Говорил он медленно, и создавалось впечатление, будто он своей челюстью отрубал слова. Но он был справедлив и требователен. Пересказывая у доски пройденный материал, нам трудно было понять, доволен он или нет. И когда в первый раз я ответил ему что-то по древней истории, он сказал классу: «Вот так будете знать историю – получите пятерки».
Географию вел Суслин Герман Николаевич. Высокий, стройный, с тонким горбатым носом. В летние каникулы он часто ходил с нами в походы на гору Сахарную или на пруд купаться. Когда рано утром мы приходили к нему домой, его жена давала нам ковш воды, чтобы облить его спящего. Тогда он быстро вскакивал, одевался, и мы шли в поход. Однажды к нам подошел мальчик лет пяти, и мы спросили Суслина, не его ли это сын. Он ответил: «А разве по носу не видите?» Суслин в школе давал мне книги, с которых я рисовал по клеткам различные народности белой, желтой и черной расы. Потом все мои картины вывешивались на стенах класса. Однажды к нам на урок пришел китайский консул. И заинтересовавшись картинами, спросил учителя, чья это работа. Учитель показал на меня, консул с улыбкой похвалил и пожелал успехов в рисовании.
Английский язык вела Фрада Абрамовна (фамилию не помню). Она всегда мерзла и куталась в шаль, всегда была сердита, ученики ее не любили и часто пакостили. То на стул ей положат кнопку, то под ножки стула подложат заряд от пугача, а то откроют все окна в зимнее время перед ее уроком, напустив в класс холода.
Природоведение преподавала молоденькая учительница Лебедева Августа Михайловна. На ее первый урок мы принесли по полному коробку крупных мух и во время урока выпустили. Мухи летают, каждый старается их поймать. Учительница сперва рассердилась, но потом, взяв в руку тетрадь, сама стала гоняться за ними. Это всем понравилось и учительнице дали кличку «Стрекоза» и больше ей не пакостили.
Китайский язык вели сразу двое: русский (кажется, по фамилии Брызгалов) и китаец Шень. Русский произносил слова по-китайски, переводил на русский язык, показывал транскрипцию и как пишется иероглиф. Китаец говорил только на китайском языке. Обращались мы к нему так: Шень-сеньшан (учитель Шень). Когда мы немного изучили китайские слова, Шень стал нам рассказывать на китайском языке различные истории, простенькие анекдоты, а что было непонятно, нам разъяснял русский учитель. Так мы быстро стали понимать по-китайски.
Фамилии учителей по физике и пению я не помню. В осенний и весенний периоды, да и в теплые зимние дни на большой перемене учителя играли вместе с нами в лапту, беговушку, выжигать из круга зайца и другие игры с мячом. Мяч был твердый как глобус. От удара этого мяча иногда появлялись синяки, но это не смущало учителей.
В то время я увлекался чтением книг о путешествиях по Африке «По Занзибару», «В царстве черных» и других, а также книгами Жюль Верна. В газете Трибуна печатались статьи о грабителях магазина Чурина в г. Харбине, Корнилове и Ломаковском, а также о междоусобных войнах в Китае. В газетах мелькали фамилии У-Пей-Фу. Жан-Зо-Лин и др. В кино показывали американские картины «В дни Буффало Билла», «Клеймо Зорро», «Тарзан в дебрях Африки», «Кафе в Каире», комедии Чарли Чаплина и другие, в большинстве своем – ковбойские фильмы.
Мы собирали открытки с изображениями звезд американского кино и кадрами из фильмов, обменивались ими или играли на них в бабки. У меня были открытки с Дугласом Фэрбенксом, Мэри Пикфорд, Рудольфом Валентино, Полой Негри, Джеки Куганом и другие. Эти звезды, как и другие звезды кино, вспыхнули и погасли. Но вот появились первые русские фильмы: «Тарас Бульба», «СВД» (Союз великого дела), которые произвели глубокое впечатление. Если американские фильмы служили нам - ребятам для игры, то русские фильмы заставляли думать и сопоставлять.
Девушки в те годы заводили альбомы. На первой странице или титульном листе писалось примерно так:
   Пишите, милые подруги,
Пишите, милые друзья,
       Пишите все, что вы хотите,
    Все будет мило для меня!
 
В эти альбомы писались стишки, рассказы, делались рисунки. И хотя все это кажется по-детски наивным, но оставалась память о тех, с кем в детстве учился или дружил. Еще там встречались такие стишки:
 
Т – Я букву уважаю,
А – Забыть я не могу
     Н – Я часто вспоминаю,
                 Ю – Но не скажу, кого люблю.
                                                                      Или
   Таня – ангел, Таня – бог,
  Таня – порванный сапог,
Таня – тряпка половая,
    Не забудь меня, родная!
В младших группах пионеров пели
Мучил кошек, бил собак
Настоящий был босяк.
Записался я в отряд
И теперь я очень рад!
         Ну, споёмте-ка, ребята-бята-бята-бята,
         Жили в лагере мы как, как, как.
И на солнце, как котята-тята-тята-тята,
Грелись эдак, грелись так, так, так!
                  Наши бедные желудки-лудки-лудки-лудки
                  Были вечно голодны-дны-дны,
                  И считали мы минутки-нутки-нутки-нутки
                  До обеденной поры-ры-ры
!
     Жура-жура-журавель
      Журавушка молодой
(этот припев повторялся после каждого куплета)
В более старших пионерах стали петь про картошку.
             Дым костра, углей сиянье-янье-янье-янье,
Серый пепел и зола-ла-ла,
Дразнит наше обонянье-нянье-нянье-нянье
Дух картошки у костра-ра-ра.
 
Здравствуй, милая картошка-тошка-тошка-тошка,
Низко бьём тебе челом-лом-лом!
Даже дальняя дорожка-рожка-рожка-рожка
Нам с тобою нипочём-чём-чём.
          Ах, картошка - объеденье-денье-денье,
Пионеров идеал-ал-ал.
Тот не знает     наслажденья-денья-денья-денья,
Кто картошки не едал-дал-дал!
                       И еще:
Вперед, вперед, Макаров нас ведет.
По дороге пыльной наш отряд идет.
Вперед, вперед, разведчик
Настал свободный час
Будь весел и отважен
Вперед, вперед за нас!
     Кто такой Макаров – не знаю, может быть в то время он был вожатым отряда. В старшей группе вожатым был Назаров, который погиб в 1938 году (был арестован в период культа).
    Меня вызывали в НКВД, требовали сообщить о нем что-то компрометирующее, но таких показаний не получили, и меня предупредили не говорить об этом даже родным,а иначе я от них не выйду.
В старших пионерах нашей песней была такая
                  Пришла зима, замерзли реки
И сопки снегом замелись
И партизанские набеги
    В борьбе за волю начались.
   Пусть знают белые бандиты
Что мы из сопок не уйдем
Мечты свободы не забыты
     Октябрь горит в сердцах огнем.
                   За нами красная Россия
За нами красные полки
       И скоро в белую Маньчжурию
Навек придут большевики.