Коментарий: Мак-Ларен - работал. А мы...мы работали ощущая постоянное сопротивлени системы.
А точнее - мы мечтали хорошо поработать...
Далее... Мак-Ларен был финансово самостоятельным, мы же получали маленькие оклады и на этот ресурс пытались ещё что то сделать, забыв простую вещь:
кино штука дорогая и в силу замкнутых характеров мы не приобрели сторонников со стороны не взирая на нашу самоотверженность и энтузиазм...
Не согласен с тем, что позиция стараться быть понятным неверна по "Алексею Орлову".Даже ловил себя самого на том, что сделал и не понятно, что хотел сказать - не выразительно, не красиво, а уж как это прочтётся другими волнует - естественно...
Чтоб понять верна или не верна эта позиция давайте ее усилим до абсурда, то есть будем стараться быть не понятым, и все становится
на свои места. Не понятый сразу теряет аудиторию - остается один.
Представте себе необитаемый остров и я живу там...делаю мультики, картины рисую, хочется очень - как болезнь - не избавишься от этого желания, добывать пищу, заниматься вопросами здоровья не хочется и даже сон не является необходимостью... - только рисовать и всё тут..
Абсурд, правда? Если б моё творчество никто не видел я бы и не рисовал - однозначно...
«Шоу-пилюля» (1990). Это домашний фильм, куда вошели эксперименты последних лет. Я отправил его на фестиваль в Японию, мне сказали спасибо и прислали обратно, в посылке, аккуратно обложенной шариками.
А.О.- Раз уж ты начал объяснять, то почему пилюля?
А.Г.: Мне понравилось это слово, и мне казалось, что сам ролик будет как пилюля. А может, потому, что больше я ничего не мог придумать. Здесь 20-30-50 экспозиций. Для себя я называл это «примитивным программированием». В кадре рисую один элемент - точку или линию и протаскиваю его по всей пленке, изменяя цвет во время съемки. А потом, когда вставляю пленку в трюк-машину, там у меня перемещается головка фильтров и получали за счёт многократных экспозиций складывание рисунка . Это получалось на нашей трюк-машине спокойно. Я мог зарядить на ней пакет даже в пять пленок. Делать маски, контрмаски, снизу и сверху засвечивать одновременно. А на настоящей студийной трюк-машине - одна-две пленки. Я мог растягивать и сжимать изображение, впечатывать одно в другое, а на студии - один в один, и все. Есть еще оптические трюк-машины: огромная станина, два кинопроектора навстречу друг другу, жара - можно жарить яичницу, даже у нас на киностудии такой техники не было, в Москве я видел этого монстра. Конечно наша трюк машина была очень маленькая и нежная, слабенькая и очень сильная...
Первое время я переживал, что во время удара тубуса о пленки может стряхнуться спираль в лампе засветки, но этого не происходило...
При переводе на диск пропали холодные тона в изображении - потому что переснимали цифровой камерой прямо с экрана.
И резкость
чуть-чуть плавает.
Был в Казани на фестивале по цвето - музыке у Галеева, он узнал о нас в Москве и присылал приглашения. Японцы, увидев, сказали, что у них такие фильмы ценятся как ручная, теплая работа.
«Велимир» (1992). Сценарист фильма Ян Топоровский сказал, чтобы больше я за его сценарии не брался. Обиделся, что я испортил его сценарий.
То что работа получилась слабой - он прав...
Между прочим, портрет поэта в фильме - это Алексей Орлов. Надя рисовала по памяти. В фильме поэт спасает опрокинувшийся, перевернувшийся мир поэзией,..
Последний проект: (не состоявшийся, эти пленки сдал в музей) - «Для птиц». Главный персонаж фильма - человек, случайно оставшийся на скале. Он забрался высоко в горы к гнезду орла и не мог слезть, выступы под ним рухнули и он оказался оторванным от внешнего мира.
Научился жить на скальном выступе.
Как раз над ним было гнездо орлов, он у них подворовывал пищу тем и жил. А в гнезде лежало подброшенное им куриное яйцо. Он хотел посмотреть, что будет с ципленком выросшем в гнезде орла, сможет ли курица защитить себя ?
Он был работником птице фермы и каждый раз наблюдая как напуганные нападением орла куры разбегались кто куда задавался мыслью: а что если...). Скала под ним обвалилась в тот момент как только он дотянулся до гнезда и опустил еще теплое куринное ячйцо. Он так и остался жить на выступе. Сначало целью его жизни было выжить, а потом целью стало - научить курицу летать. Она росла в гнезде орлов смелая и гордая, иногда спускалась к нему. В фильме есть сцены, когда орлы учат орлят летать - они просто их сталкивают, курица пробует тоже , у нее не получается, боится.... И вот наш герой ей помогает, показывает, что надо делать размахивая руками... Финал построен на том, что курица срывается вниз - то ли ее ветер сбрасывает, то ли она сама ... Воздух ее подхватывает, она кувыркается, иногда порывы ветра ее обратно отбрасывают на скалу, летят перья.
Куринное трепыхания болью отзываются в душе заросшего и ободранного узника. От переживаний за неё бросается с выступа вниз показывая ей, как надо летать: поддерживает ее, помогает,..- происходит падение вниз. И под музыкальную тему победы второй экспозицией на кадры падения накладывается начало фильма: навстречу себе-падающему он поднимается по скалам вверх. В кадре - два движения. Очевидно концовка фильма где то созвучна нашей жизни, так же состоящей из постоянных падений, надежд и падений......
.Весь отснятый материал по этому фильму (удачный и неудачный по которому надо еще "проходится" - т. е. еще порисовать, раскрасить) находится в музее кино благосклонно принявшего никому ненужные эксперименты. В хранилище музея также много других материалов:- это рисованные пленки, маски , контр маски, собранные - многоэкспозиционные негативы и позитивы разных фильмов.
Жаль, где то пропал рисованный на пленке и не экспонированный фильм под музыку Хачатуряна "Танец с саблями" -" Капричио" длинной около 7 минут, рисовался без технических приспособлений т. е. прямо на "столе, на глаз".-Это был наш первый самостоятельный фильм.
А.О.:- Сколько же времени вы с Надей Аслановой занимались рисованием на пленке?
А.Г.: Она отдала этому лет десять, я - около 15-ти, ведь когда мы разошлись, я по-прежнему продолжал свои занятия. В то время я вышел на одну фирму, которую удалось заинтересовалась идеей создания компактного недорогого устройства для рисования на пленке, она мне проплачивала чуть, чуть , и я делал модели.
Но это ничем хорошим не окончилось.. Если первые столы были громоздкие, тяжелые, то последняя модель умещалась в небольшой коробочке, в ней можно было рисовать, а потом, откинув кое что можно было тотчас просмотреть нарисованное.
А.О.:- Эта модель сохранилась?
А.Г.: Да, хотя и в нерабочем состоянии. Я предельно упростил и удешевил производство всех частей.
Например, дело дошло до того, что я начал сам, дома изготавливать призмы, которые до этого мне делали в Ленинграде. Я делал отливку ямку призмы, чтобы получить такую же форму, затем отклеивал зеркалами - и получал то что нужно. А зеркала были из искусственного монокристалла кремния, который пилят на пластины для использования в микросхемах. Рядом с моим новым местожительством был крупный завод, и мне оттуда выносили бракованные пластины. Они на них наносили зеркальный слой, потом я резал на кусочки и приклеивал.
Оптику, объективы я покупал в магазинах, пилил чтобы получить линзу нужного размера. То есть я научился делать все сам - даже устройства для просмотра рисованного изображения. Вставляешь в
коробочку склеенную в кольцо пленку и протягиваешь через окно. Напротив каждого кадрика - черная точка. Она включает лампу-вспышку. Это придуманный нами оригинальный способ проекции. Для того, чтобы просто высветить через обтюратор и скачковый барабан - это же огромная горячая система. А у нас - миниатюра ... и всё это никуда это не пошло - по разным причинам. Во-первых, пришла перестройка и все начало разваливаться.
Кроме того, у меня не было необходимых ресурсов, не было даже телефона. Чтобы организовать дело, нужно место, телефонную связь. Несколько учеников начали приходить, я обрадовался, но все постепенно рассыпалось. Работы не было никакой. А надо же на что-то жить. А у меня к тому времени родился один ребенок, второй…
А.О.- Вся пленочная эпопея происходила в Кишиневе?
А.Г.: Да. В Москве пленкой не занимался. Видя, что все разваливается, в какой-то момент я сказал жене: если ты хочешь выжить, ты должна уехать.
Это на самом деле было так. Мы жили на окраине города и я мог - сам, а иногда с семьей - выходить на поля, собирать картошку, кукурузу. Ежедневно, с мешком. Такие дела.
Первое время в Москве любая работа радовала, так как приходила уверенность, что можно выжить, где то 2-3 месяца жили без детей,
а потом приехали и они. Никто из знакомых киношников по настоящему помочь не мог, так как в это время и в Москве всё разваливалось..
Пришлось
осваивать шелкографию и даже занимался мебелью.
Проект кресла, который родился начиная от эскиза, потом модель и затем выставочное готовое изделие.
Последние годы жизни в Кишиневе были постоянным поиском работы, связанные по рукам и ногам детьми работать из нас мог кто то один.
Я искал выход из этой ситуации и как-то предложил жене: давай разведу на балконе кроликов. У меня был положительный опыт по их разведению.
Жена возражала. И все - таки я взялся...
Вскоре уже было около ста кроликов. Работал как трактор. Мы жили 12-м этаже. Надо было ежедневно выкидывать грязь, потом бегать за травой, за
яблоками, за кукурузой - на поля, ежедневно, я бегал, и собирал, и собирал… В конце концов не мы съели кроликов - они нас! Ничего не получилось. Оля взяла двух детей, поехала к маме, оставила их там, и поехала в Москву, позже я об этом узнал.
Так началась Московская эпопея...
Ввиду того, что жена недавно окончила в Москве институт, у нее были знакомые, через них она устроилась на работу, и позвала меня. Вот так я попал в Москву. Сам бы никогда не приехал. И хотя с женой мы сейчас жили не слишком дружно, я ей благодарен за то, что она меня из Молдавии вытащила, иначе я бы там и остался.
Два года назад была прободная язва. Попал в больницу прямо с работы, что-то вкололи, мне полегчало, и я спрашиваю: «Теперь вы меня отпустите домой?» Врач странно на меня посмотрел. Потом говорит: « Можно дырочку маленькую у тебя сделаем?» Я согласился: "Вот тут распишитесь, пожалуйста." Расписался... Утром проснулся весь заклеенный, в ленточках и трубочках.
При обходе врач меня спросил: «Как себя чувствуете?» Я ему: «Подготовили к операции, все хорошо». "покажите». То есть он понял, что я не в курсе, что операция уже прошла, все позади. После этого бросил курить. Через 10 дней уже вышел на работу.
Киностудия в кармане.
Итог: единственное, что за это время мы реально сделали - это «киностудия в кармане»:, первое - коробочка для рисования,
второе приспособление - коробочка - для просмотра нарисованного материала. Мы сделали их настолько простыми, малогабаритными и недорогими, что любой мог бы, купив такой набор, спокойно начать рисовать на пленке у себя дома...