На фото рисуем на 35-мм кинопленке на столах, сконструированных специально для этого.
Столы задуманы в мобильном варианте т. е. они складные и после транспортировки их можно легко и
быстро установить и настроить. Надя рисует, используя оптическую систему, проецирующую
изображение предыдущего кадра на последующий, что является ориентиром. Я использую стол с
просветом, при этом кадр можно раскрашивать либо фактурить.
Столов этих давно уже нет, их заменили более простые системы, которые можно устанавливать на
обычном столе.
- У Мак-Ларена это называется «призма»?
А.Г.: То, что в этой системе есть призма - это точно, а именно, «призма с крышкой». Простая призма с углом в
90 градусов этого эффекта не дает.

Фото 4 и 5 - из раздела Оснастка стола. Пояснения к фото:
1. Платформа на которой все монтировалось. 2. Призма, направляющая свет для освещения нарисованного кадра. 3. Место рисования. 4. Оптическая система - сердце этой «приспособы». 5. Двигатель в кассете.
6. Вертикальные стенки, на которых крепятся движок и кассета, стенка эта по направляющим заходит в коробку и задвигается заподлицо с поверхностью стола. 7. Крышка кассеты. 8. Ручка кассеты. 9. Кадрированная пленка в подающей кассете. 10. Стенка крепления. 11. Разъем питания.
12. Провод питания. 13. Счетчик кадров. 14. Чернильница и вода.
15. Провод питания дв. кассеты. 16. Замок, закрывающий крышку фильмоканала. 17. Эксцентрик, фиксирующий платформу в отверстии стола, в правильном положении по отношению к кассетам. 18. Поперечный канал для панорам. 19. Крышка фильмоканала. 20. Фильмоканал. 21. Платформа. 22. Оптическая система. 23. Двигатель подмотки пленки.
24. Питание платформы. Такова «начинка» двух первых столов для рисования на пленке. Сам Норман Макларен говорит, что для рисования на пленке нужен лишь стол и стул. Согласен - как минимум,
да. На самом же деле нужно немножечко больше. И вот перед нами эти первые устройства, комплект состоит из приспособления для рисования и двух кассет, подающей и принимающей пленку.
Передвижка пленки осуществлялась при помощи нажатия кнопки, так как каждой кассете придан электродвигатель, а в фильмовом канале помещен соленоидный движок. В дальнейшем, как мы увидим, все упростится, но начиналось это так.
Поэтому для привязки элементов изображения в кадре мы делали полоски, решеточки, даже рисунок подкладывали, потом его двигали - пускались на разные ухищрения. Но мы все равно чувствовали, что нам нужна «приспособа»,
особое устройство, которое позволило бы нам проецировать предыдущую фазу движения на последующую.
Мне пришло в голову использовать родственные связи. У меня сестричка в Ленинграде замужем за инженером, у которого близкий друг был оптиком.
Он имел научную степень и работал на крупном предприятии. Я поговорил с сестрой, она сказала, что я могу приехать в Ленинград, уточнить, что мне нужно, и в принципе, все можно сделать.
Я спросил, а как платить? Денег-то ведь нет, а работа стоит, наверное, немало. Он в ответ: ну, ты мне что-нибудь вырежешь. И я ему сделал резьбу. А он мне - оптику.
В Донецке (Надя Асланова - из Донецка, у нее там родители) наши друзья сделали нам электро механику, которая может двигать пленку на кадрик, и мы приступили к рисованию.
Первый механизм был довольно громоздкий, он весь был из железа, было несколько моторчиков. Мы сделали два стола, за которыми уже могли работать.