Создания аппаратуры для рисования на плёнке...          
                  Рассмотрим при помощи инструмента
"Развитие"      
До начала изготовления приспособ для работы с киноплёнкой, мы  просто на обычном столе крепили плёнку при помощи бумажек, проволочек и ниточек. Под столом висел ролик чистой плёнки, далее она попадала в бумажную рамку где мы рисовали. Далее она подсыхала и сворачивалась опять в ролик. Под пленку в том месте где на ней рисовали подкладывали бумажку с линеечками для ориентировки перемещения персонажа. Рисунок был примитивным так как небыло возможности более точной ориентировки и пленки  и изображения и потом это были как бы первые попытки  - пробы. У всех был вопрос: -  можно ли что то серьезное сделать таким образом?
   Мы рисовали, а на монтажных столах просматривали, конечно при этом пленки царапались. Далее, если плёнка нас устраивала  она помещалась в кинопрэктор и через зеркало проэцировалось изображение на экран с которого уже камера его снимала.
    В проэкторе  постоянно обдувалась рамка с пленкой так как температура там была приличная, пленка коробилась появлялась нерезкость, короче проблем там было не в проворот и чтобы ОТК не браковало из-за нерезкости, изо с пленки было в мягкой резкости, а персонаж - плоская марионетка  на другом ярусе был в резкости. Плёнка давала эффект более живого пейзажа - музыкального...
   И так, подитожим: Для начала процесса достаточно как говорил сам Норман Макларен: - стула, стола и куска пленки.

  Второй этап развития оборудования - это его специализация - спец. стол. Я спланировал конструкцию из двух полуящиков на крышках которых монтировались приспособления, в случае переезда ящики закрывались обеспечивая сохранность оборудования и мобильность, правда переезжать нам не приходилось . На снимках видно как мы работаем, а так же видим столы более подробно...
                    Коментарий Надежды  Аслановой

                   Впервые с бескамерной анимацией мы познакомились в фильмах канадского аниматора и музыканта Норманна Макларена.
    Этот режиссер некоторые из своих фильмов создавал при помощи рисунков, которые он наносил непосредственно на  целлулоидную основу пленки. Причем, рисовал Норманн Макларен, как изображение, так и звук,– представляя, таким образом, как бы минималистический аналог студийного кинопроизводства.
   Перед режиссерами и художниками-аниматорами  это открывало невиданную перспективу. Тем более, на территории отечественного пространства средины прошлого века. При помощи такого упрощенного метода можно было создавать фильмы у себя дома, совершенно игнорируя все регламентированные этапы создания фильмов официальным путем и минуя цензуру.
  В общем: твори, что хочешь! Кусок целлулоида определенной длины в руках художника  оказывался одновременно и материей, и пространством, и временем для реализации замысла.
   Наш личный опыт в связи с техникой бескамерной мультипликации начинался с создания простеньких цветомузыкальных роликов для одного из плановых фильмов. В частности, для фильма «Элегия» режиссера Н. Бодюл. Именно она и познакомила нас с этой техникой. 
    Рисовать цветомузыкальные ленты было сплошным удовольствием. То, что мы видели на экране монтажного стола, нас удивляло и приводило в восторг. Обычная линия, проведенная от руки из конца в конец отрезка пленки, двигалась, жила, танцевала под музыку.
   Некоторое время мы просто разрисовывали пленку линиями и пятнами. Как разрисовывают полоску бумаги. То есть, особо не задумываясь о конечном движении на экране. Достаточно было только придерживаться кульминационных всплесков музыки, видимых при оптической записи музыкальной дорожки как разной частоты всплески звуковой линии – черной
на прозрачной пленке.
За работой
   Постепенно наши задачи усложнялись, и уже не всегда можно было рисовать пленку во всю длину отрезка. Все чаще приходилось рисовать каждый кадр отдельно.

   При работе с конкретными  сценками и персонажами возникла необходимость удерживать определенные фрагменты рисунка как бы всегда в центре внимания. Они не должны были хаотично смещаться и то входить, то выходить, за края экрана во время демонстрации  фильма, раздражая и утомляя глаза зрителя.
   Поэтому мы стали фиксировать пленку в специально вырезанных из бумаги направляющих, которые закреплялись на столе. Пленка, смотанная в примерно десятиметровый ролик, поступала снизу из бумажной коробочки, закрепленной под столом, и проходила сквозь бумажные полозки, в центре которых было вырезано окошечко.
  Это окошко соответствовало размеру кадра. Сам кадр выставлялся легко, потому, что визуально он был ограничен черными межкадровыми перемычками, выходившими точно за края окошка. Сначала кадр выставлялся вручную – на глазок.
Рисунок наносился на целлулоидную основу пленки. С обратной стороны пленка была покрыта прозрачным эмульсионным слоем. На этапе раскраски пленки именно эта сторона за счет  шероховатости эмульсии позволяла наносить на нее пищевые красители и, таким образом, вручную окрашивать рисунки.
На этом этапе в ход шла тонкая кисточка. С целлулоидной же стороны главным инструментом было чертежное перышко и обычная черная тушь.  Если говорить о изяществе линии на экране, это были рисунки бревном. Но в этом было своеобразие бескамерной анимации.
Такой лимит как бы на красоту стимулировал поиск выразительных средств не при помощи изящества рисунка, но за счет образности персонажа и движения  в целом. На пленке не покажешь сложную мимику персонажа, например..........
  Эта система позволяла работать вдвоём и независимо и рядом, у каждого было своё рабочее место и своя пленка. 
Касеты, принимающая и подающая были оснащены двигателями - от чего в последующих вариантах отказались - лишнее, пленка передвигалась в канале соленойдом - рывком.
  В зоне рисования была установлена оптическая ситема позволяющая видеть предыдущий кадр, и вообще за счёт оптики была точная привязка кадра к кадру - всегда точный шаг..
  Двигатели и оптику нам помогали делать знакомые и друзья...
Детальный обзор
                               Разборка  по Триз продолжается...
И так,  я описал первый этап создания оборудования и сразу могу сказать , что то, что я создал это не гениально так как очень дорого,  по ТРИЗ гениально это когда затраты 2 копейки условно говоря, а у нас в 100 раз больше, но это делали мы в то время когда ещё не знали о существовании этой науки.
   Нам нравилось видеть как наши мысли,  чертежи реализуются в материале и нам этого было достаточно....   Многое приходилось переделывать,  своими руками, соединять и смотреть как оно работает, но это нас не огорчало.  В последних устройствах для рисования на пленке есть только оптика  и свет.
Если б мы начали с этого то  сохранили  больше времени  для рисования.
  Тут же была смонтирована чернильница с тушью и с магнитной крышкой. Столы делались (собственными руками)с фантазией и удовольствием, возможно основной стимул для их изготовления был...
А сделаю или нет, а получится у меня или нет и когда что то получалось это вселяло уверенность и мы замахивались на следущий шаг, более крутой... К примеру начали задумывать копировальный аппарат т. е. изготовление негатива. Ведь рисуем мы позитив и это 1 экземпляр. И что ещё нам было необходимо, это просматривать материал, пока мы бегали на киностудию и пользовались монтажными столами, но вдруг это когда нибудь кончится  - чем чёрт не шутит...(хорошо мы жили рядом).
  Достали кинопроектор, переделали его на менее мощную лампу, добавили магнитную читающую головку, чтоб пленки можно было гонять под музыку...
            Прогоним по инструментам...
         Хорошо                                 Плохо
Компактность                                     220 под рукой
Независимость                           Нет офиального признания  Простота конструкций            Низкое качество (пыль)
Авторская работа                       Маленькая площадь рис.
Маленькая площадь                 Проблемы с деталями
Минимум красок                         Получаю только дубль поз.
Минимум инструментов 
Минимум финансовых затрат
Самое экономичное предприятие...  
   Как видите, мы приобретали независимость от студийных ресурсов, всё у нас было и даже некоторая мобильность...
  Первые машинки печатные быстро вышли из строя, так как я их делал на базе фото затвора, и пришлось перейти на электронное управление лампой. Конечно сдесь не было речи о её цветовой температуре лампы, всё было примитивно и однако поступательные шаги у нас получались. Некоторые узлы мы использовали от камер Конвас, на любой студии хлама много - есть в чём порыться. Использовали грейфер от конваса, а контр. грейфера вытачивали  ремонтники камер и каждый из них готов был помочь нам в наших выдумках и немного заработать (во все наши изделия мы вкладывали собственные денежки), руководство понимало, что идет обычное мелкое воровсто, и деталей и материала и времени рабочего, станочного ресурса и в конце концов оно-руководство не выдержало и стало мягко угрожать..
   Придумываешь и аппетит растёт. Последняя ручная трюк машина была уже оснащена мощным электронным блоком режимов и выдержек.Негатив можно было обкладывать с двух сторон масками и контр. масками и экспонировать кадр неограниченное количество раз. Параллельно с экспонированием в автоматическом режиме двигались фильтры под лампами т. е. могли менять цветовую гамму, в каждой головке были соленойдные движки и они могли эти фильтры крутить, вспоминаю и думаю как это всё можно было сделать???.
   Соленойдные движки - отдельная тема, я их сам конструировал, потом их вытачивали и я складывал, конечно всё всю электрическую ответственность нёс Александр - электронщик наш  помошник -  не я. 
   Ведь все эти железки точились, вырезались и сверлились с наших чертежей, а потом поправлялись и снова заказывались у токорей фрезеровщиков и  мы всё оплачивали...       
   Машинка могла растягивать материал, допустим не надо рисовать статику её можно отснять и так далее. На этой машине мы сделали плановый фильм "Перевернутый фильм" - "Велимир" - два названия, официальное первое и это был конец нашего творческого пути. На этом фильме нам дали, впервые, денег на "железку"- новую трюк машину и я параллельно делал её уже с учетом  будущего - большей точности, стабильности и автоматизации, правда эта "железка" узел протяжки пленки ещё не имела...
Анима рисованная на плёнке
Эта трюк машина была похожа на телефонный аппарат. Верхний тубус был подвижным - поднимался во время протяжки плёнки и опускался фиксируясь контр. грейферами...
Легкий переносной столик. На нём  можно и рисовать и просматривать, аниму, можно было брать в путешествие и рисовать с натуры, такая была мечта,
У аниматора сидячий образ жизни, и он не мог себе позволить двигаться, так как связан со статичным и тяжёлым оборудованием.
В этой коробке было всё...кроме, конечно,  ванной и туалета...
А далее... по законам развития столы для рисования начали уменьшаться и превращаться в маленькие картонные коробки набитый всем неоходимым, плюс  появилась возможность и просматривать материал - мобильность увеличилась и на этом процесс не закончился..
  Устройство для рисования стало чуть больше   сигаретной пачки,  просмотровщик тоже уменьшился. И можно сказать, что мы сделали киностудию в кармане. То есть имея эти два прибора и кусок пленки можно было дома сделать мультфильм...
Ну не фильм, а матрицу - эскиз - пробу....

        
просмотровщик
   На этих коробочках можно было рисовать анимацию, внутри них оптические системы позволяющие перекидывать изо с кадра на кадр.
    Небольшая деталь: пол экрана под плёнкой матовая, на нём видна проэкция с нарисованного кадра...
И тут наступает новый этап развития системы - она исчезает - если иначе сказать -
система сворачивается проще  - умирает, а функция её остаётся, а как это..?     
А вот так... - Появляется компьютер и на него возлагаются все возможные и не возможные вопросы по созданию анимы... Конечно, пока экран плоский, но вскоре он будет объемной и фильм сможем смотреть с любого ракурса.