Данные персонажей
Разница между живыми системами и неживыми заключена в том, что у живых больше вариантов неожиданных вариантов.
  Поэтому сделать анализ ситуации этих систем и предложить решение той или иной ситуаци совсем не значит, что оно (решение) так точно и пойдет. Существует большая вероятность ошибок - неточностей, которые и  могут кардинально влиять на ход сюжета...
Освежим в памяти начало новой сказки про колобка
"Колобок" новая сказка
                                                                Начнём так ...
Не глядя - отвернувшись  или закрыв глаза, наанные персонажей (чуть выше), тыкаем пальцем и в какой квадратик попали пальцем используем эти данные.
-----И так.., данные Коло: колобок с резиновой жвачкой которую можно надувать, ею плевать, прицеплять её к противнику и пугать, двигаться может только прыжками как мяч
Ещё он может кувыркаться с горы, а так же может вращаться на одном месте,
правда не продуман ещё вопрос с глазами...
(чтоб в глаза не попало ничего, да и видеть крутясь ...как?)

........., данные зайца: он наловил птиц  для полётов, на случай если придется преследовать колобка по воздуху чтоб обойти голодных конкурентов...

Ещё выберем  тропинку- (случайно ткнём в картотеку) и нам попалась тропинка идущая всё время в гору заросшая и виляющая...

Ещё: персонажи мыслят, разговаривают и при помощи нас, возможно, осваивают инструменты мышления...
Город в котором живет Ваня находится по ту сторону горы...(мысленно представим)

Могли попасть в другой квадратик и тогда данные были бы лучше, но ...
что есть то есть - такие жесткие правила ...

Коло. после того как остыл и дедушка его настроил на правильный лад...
Глядя в окно прикидывает как ему пройти вверх, что использовать, чтоб подняться в гору не имея ни двигателя, ни каких особых возможностей только при помощи подпрыгиваний и кручения.
И то. после спрыгивания с окна, прыжки постепенно затухнут, а кручение само по себе не появится, а если и появится, то так же затухнет,
что у меня постоянно работает так это рот и глаза и конечно мозги правда шевелить ими я только учусь, дедушка пугает меня тем,
что, ну вы сами знаете чем...
                                                    Как  добраться до города, где находится в Ваня?
- Это вопрос нашей с вами серьёзной игры - путешествия...
Всё что я имею и умею (рассуждает про себя Коло), это жевать жвачку и правда ещё учусь мыслить дед сказал, что предпосылки  заложены их надо развивать. Ладно, попробую придумать что нибудь. Дедушка и бабушка ждут от меня реальной помощи.
Первый по сказке на меня выходит заяц, но нельзя отрицать, что кто нибудь может нарушить этот порядок, вряд ли лиса, медведь будут ждать своей очереди, т.е. надо быть готовым к худшему. Ждать и готовиться...
Жвачька и её надувания всё что у меня есть.
Попробую перебрать варианты, которые помогли бы мне передвигаться и защищаться.
Жвачкой можно приклееться, допустим выстрелил её как язык, зацепился за что нибудь, а потом подтянулся, представим, заяц двигатель надо к нему прикрепиться и...вперёд, надо потренироваться.
Как катиться чтоб земля в глаза не попала. В старой сказке: "Катится,  катится Колобок, а на встречу ему..." И никто не задумывается, а как это он катится, как всё просто, хотел бы я на это посмотреть если лицо в мусоре...
   Допустим я перевернусь на бок и вертеться я умею и покатил, но через 5, 10 вращений голова кругом и всё, может пусть волоком тащит, а вдруг какая палка в бок воткнётся... и так плохо, а так ещё хуже...
Лететь и только лететь...

"Приехали" не успев отъехать...
Первые пробы...
Можно жвачку  надуть резко и этим напугать,
...........   для зайца надуть морковку, прицепить к удочке перед его носом раскачивать,
далее, если ещё прицепиться - приклееться к нему, (Попроситься покататься)
и управляя перед носом морковкой как в мультиках, направить его в гору.
Какие то детские сказки...
  Если вы остаётесь недовольными своими результатами, по идее в начале пути так и должно быть, до тех пор пока вы войдете в тему. Пройдет некоторое время  и вы начнёте получать удовольствие от этих разборок.
 
Срочно научиться управлять надуванием жвачки.
Научиться ею метко стрелять, и пока суть да дело тренироваться на попадание в движущиеся объекты.
Перечислив всё это Коло понимал, что надо искать ещё что то...
Если научиться надувать длинный балончик, он может стать воздушным  двигателем, если постепенно стравливать  сжатый воздух (управлять), то можно и в гору двинуться.
Еслиб не самому надувать шарик из жвачки,  использовать зверей...
Надо подсмотреть как заяц готовится меня поймать, (а правда, как посмотреть? - Вопрос...).
Надуть шарик отвратительным запахом,
Неожиданно сдуть зайца с тропы...
Конечно, я разфантазировался, а ведь мне натурально надо спасти свою жизнь. Только при помощи какой то ерунды типа жвачки, и вы и я понимаю, что это просто не серьёзно...надо посмотреть как готовятся звери и тогда может найду решение.
Если бы  воспользоваться птицами зайца (этой информации у Коло пока ещё нет) и (у зайца информации о его подготовки тоже нет), тогда смог бы перелететь горы - это я - автор предполагаю.
И так вперёд...надо накопить информацию о том,  как, и где заяц держит птиц и как ими управлять? Его образ его жизни,  пристрастия,  интересы, всё до мелочей...
Птицы и я хлебный...Неприятное соседство и только жвачка в помощь...(а что... жвачные наклейки - клюнет и приклеется)
Попробовать договориться, обмануть.

   Сидя на окне коло небрежно жуя и пощёлкивая жвачкой оглядывал близ лежащий пейзаж и вот его внимание привлекло шевеление кончиков высокой травы. Коло спросил у деда, что это может быть?
Дед внимательно посмотрел и сказал:"Возможно заяц прибежал на твой аппетитный запах". Пойдём посмотрим, они вышли...Там где трава была чуть примята и раздвинута, они заметили заячьи горошины...
Ага, тут зайчик уже бродит, - сказал дед. Надо определить где он живёт и принять какие то меры...
Какие? - Спросил Коло,
- Незнаю, надо думать...
Задача...надо незаметно пройти тропинкой до его норы и тогда буду знать где он живёт, а дальше, наблюдая, определяем род его занятий, т.е. чем и как он живет.
Это значит надо пристроиться где то рядом, желательно чуть выше земли, и смотреть, смотреть во все глаза.
А жвачка, как её задействовать? Я её так жую и эдак и пощёлкиваю, метко выплёвываю и она прилепляется на травинку, веточку и что с этим делать? Вот не повезло мне с данными, просто не могу придумать как этим защититься и пройти через гору к  Ване.
А что если мелкими жвачками пересечь тропинку и таким образом направить зайца куда надо.
Жвачки могут иметь приятные запах и вкус, заяц увлечённо начнёт ими наполнять рот и большой ком резины может связать его "по рукам и ногам" т.е. "по зубам"
Или уронить его в глубокий ров.
А птицы не страшнее ли  зайца - склюют,  не успею понять, что произошло, а меня уже нет...
Хорошо еслиб они перенесли меня через гору. Как это сделать? Кто может   помочь помимо жвачки?
(Однажды лежал  в траве, лежал или сидел, не помню , а не всё ли равно...Так вот, вокруг от ветра трава колышется, а внутри её колосок остистой пшеницы уверенно движется вперед и этот ресурс надо обдумать...)
Значит так: если я воткну в своё тело длинные соломинки, то я буду двигаться как колосок в траве, остья колоска упираются в травинку, травинку наклонил ветерок этим сдвинул колосок, так колосок передвигается от места рождения распространяясь в плоскости. Он может попасть в хорошее место для будущего восхождения или нет, и по пути его так же могут съесть.
Наконец пригодилась жвачка, ею я приклею  соломины. В конце концов я буду  похож на дикообраза, потом надо научиться передвигаться: вперёд в стороны и даже назад - в этом случае, если ветер не попути надо подняться из травы. Но  скажу всё это неповоротливо, если придётся удирать от врага - не получится...
Если бы  подняться на не крутой холмик мне  было бы видно жильё зайца.
Вот он вынесет клетку на солнышко, подбросит семян и птички увлечённо склёвывают их..
Вот он  насвистывает какую то мелодию (прямо как человек) ходит туда сюда обратно, очевидно над чем то размышляя, но в сравнении с моим мышлением у него метод проб и ошибок, и сами "Три3овцы - как три овцы" утверждают,
что их теория намного сильнее...
Потом заяц вынесет (так я представляю) какую то конструкцию из веток и верёвочек разложит на земле и думание продолжится. Наверно у него были вопросы: как управлять при помощи этих прутиков полётом...
Невдалеке качнулиссь кусты и мне показалось промелькнуло что то серое.
Ага, подумал, я волк наблюдает так же как я....

Отступление...
    Одна особенность решения - это возрастная многоуровневость и поэтому решения по убедительности будут  разные,  но  не страшно, так как важное для нас это приучиться к этим операциям, чтоб в них возникала постоянная потребность...
Так же... кто то из детей может помочь зверям поймать Коло...

Мысли зайца.
Заяц в задумчивости прогуливается вокруг своей норы перебирая варианты ловли Коло. Вопрос как поймать, не простой, с какими данными будет коло неизвестно, хочется быть готовым к любым неожиданностям.
Птиц наловил при помощи петель, зернышек набросал, поверх  накидал петель из конского волоса, они лапками запутались, в клетку посадил. Теперь надо придумать как ими управлять. Надо как то дружно поднять их вверх,
а затем поворачивать  в ту или другую сторону: и что это даёт?
Пока одни предположения...
Они могут вперёд меня попробовать колобка.
Сконструировать ловушку для птиц...Легко сказать, а как сделать, что для этого нужно?
.

                                                                 Вопросы, вопросы...попробуем конкретезировать наши усилия....
Задавать вопросы легко, тем более не задумываясь над их решением и правильностью их постановки, но не взирая на кажущуюся   бессмысленность мы можем и таким простым методом придти к конкретному результату,
правило обещает нам, что ..
 
ЕСЛИ  ВОПРОС  ЗАДАН  ПРАВИЛЬНО,  ТО  ОТВЕТ  РЯДОМ,  ЛИБО...  ВОПРОС  ПРОСТО  ИСЧЕЗАЕТ ...
                                   Для этого мы познакомимся со страницей посвещённой этой теме...
            
Но бывают трудные вопросы и простой постановкой его не решить и поэтому существует правило перевода вопроса в задачу, решив которую,  исчезает вопрос...
  Без проблемных ситуаций не бывает...
  Но прежде вопрос превратится в задачу, а потом пройдет стадию модели задачи, а в задаче бывают и под задачи  - это  задачи которые возникают параллельно основной (к примеру вы полетели к Вани используя птиц зайца, как вдруг подул встречный ветер ,или того хуже - ливень ...) могут быть разными: исследовательскими изобретательскими, конструкторскими, расчётными и организационными - во как!!!...  такие дела..
  И вот...
Для этого мы используем ситуацию....                                         Колобка и Зайца
  Я не оговорился сказав "ситуация", так как прежде чем говорить о задаче, надо иметь вопрос, а чтобы иметь его, надо его откуда то брать... Откуда?
Из ситуции...
В данный момент у нас ситуация такая: Колобку надо пробраться через  дикий лес к Вани, который живёт в ближайшем городке и так скучает и так плачет от одиночества, что их квартира вся промокла, ручъи стекают по лестнице и из дверей уже несётся мощный поток, он устремляется в лес мимо дедушкиного дома. Дед сидит на берегу и думает: может порыбачить?
Ваня ещё даже не подозревает с какими радостями ему придется столкнуться в жизни.... Основная трудность дикого леса в данном случае - это заяц. Колобок хочет пройти по опасной тропе, а заяц хочет его съесть.
Эта ситуация трансформируется в вопрос - как пройти?
                                                                                                                                               И так... пробуем!!!
     Посмотрим как выглядит этот случай в девятиэкранке ...
Эта конструкция позволяет делать разборку по функции, по признаку ...
Частью че-
го является
этот вопрос
Частью че-
го является
эта задача
Вопрос
Задача
  Из каких во-
просов сос-
тоит этот
вопрос
   Из чего
   состоит
эта задача
Частью че-
го является
эта ситуа-
ция
В надсистеме сформулированы   вопросы и эти квадраты также можно (рассмотреть) -увеличить и заполнить.
В системе видно как во времени происходит трансформа- ция: - ситуация превращается в вопрос, он в задачу, а она  в решение и так будет всегда !!!
        Ситуация состоит из ...
  Ни каких конкретных знаний, на данный момент, ни у того , ни у другого ...
  Нет  данных о возможностях, о планах.
  Когда будет действовать тот или иной персонаж.
  Насколько серьёзно они подготовлены ...
  Ситуация состоит из опасений
  Пока готовность колобка нулевая
Ситуация
Решение
  В подсистеме так же сформулирован вопрос
                          О вопросе ...
   Если вопрос трудный можно его перефразировать, например сказать: - сложный вопрос, а это сказав иначе -сложенный вопрос из чего то. Из чего?
    Напрашивается ответ - из простых - лёгких вопросов. Составляем список этих вопросов и выбираем тот который мешает нам справиться с ситуцией
- опять таки простой и ...решаем его!!!
Этот квадрат увеличили чтобы показать как он заполняется - это алгоритм. Список может быть огромным, могут быть рисунки фото, диаграммы - всё, что поможет нам в будущем составить объёмную картину ... Так поступают сс всеми квадратами в кото-
рых надо разобрать интересующий нас объект
Частью че-
го является
эта ситуа-
ция
  Мы вынесли надсистемный квадратик и посмотрим как его заполняют, определим  частью какой ситуации является наша ...
  В диком лесу правило одно кто сильный тот и сытый.
  Ситуация с колобком это часть жизни деда и бабки живущих в лесу,
  Научить его защищать свою жизнь, это их обязанность, так как охотников на неё предостаточно.
   продолжение